Написать Flex-y
!
Написать Flex-y
..:: Navigation ::..

:: Главная
:: Flex zone
:: Команда ITS
:: Граффити галереи
:: Статьи
:: Журнал

:: Файлы
:: Hip-hop zone
:: Наши пранки
:: Все новости
:: Граффити ссылки

:: Гостевая
:: Форум
:: Чат




..:: Парадокс, который делает абсолютный смысл ::..


Граффити - это особое искусство видения города - места, где сплетено в единый клубок все, что дала миру цивилизация: компьютерные технологии, аудио и видеотехника, мобильные телефоны, высотные дома и снующие повсюду автомобили. Здесь бизнес определяет ваше место в мире, здесь люди любят и ненавидят, здесь веселье и одиночество смешиваются в огромном океане мыслей и чувств. Искусство граффити скрашивает урбанистический пейзаж города. Именно поэтому граффити - парадокс, который делает абсолютный смысл.

Раньше:
В Соединенных Штатах выходцы из Латинской Америки и Африки всегда жили своими маленькими, обособленными мирками. Считается, что именно они стали первыми раскрашивать стены своих нищих районов, чтобы хоть как-то расцветить свою серую жизнь. Изначально в ход пошли автомобильные краски (легендарная фирма "Crylon" стала выпускать свою продукцию несколько позже - к началу 80-х). Хотя это были стандартные автоаэрозоли, их большая палитра оттенков и сочность цвета позволяли создавать очень выразительные работы. Один из самых заметных и сложных стилей того времени "Wild style" ("дикий стиль") представляет собой небольшие фразы или имена райтеров (тех, кто выполняет граффити), созданные переплетенями красочных букв. "Тэги" (авторские подписи) постепенно стали покрывать пространство как над землей, так и под нею, в метро: ведь каждый новый граффитчик хотел оставить свое имя на стене, заявить о своем существовании…

Позже:
Граффитчики принялись покрывать своими рисунками поезда подземок, справедливо рассудив, что поезда метро увидят не только жители их района, но и все те обитатели пространства, где эти поезда проезжают.
Так райтеры пытались наиболее эффективно донести свои мысли и образы до остальных людей, вложить что-то свое в идеи, витающие в обществе. Изначально искусство граффити вошло в конфликт с общепринятым мироустройством и оказалось вне закона. Принималось множество мер, чтобы остановить развитие этой разновидности городской субкультуры. Но попытки полиции поймать ночных художников (а граффити чаще всего делаются по ночам - из-за того, что во многих местах это считается незаконным) редко когда заканчивались успешно - поэтому властям обычно оставалось ежегодно выделять большие суммы на закрашивание работ на стенах и оттирание поездов. Граффити приходилось смывать вручную. Со временем способы борьбы с незаконными рисунками совершенствовались. Появлялись специальные химикаты, поезда метро стали делать с гофрированной (неровной) поверхностью. Дошло даже до того, что в 1977 году поезда обработали спецсоставом, который оказался токсичным для пассажиров… Предпринимались и другие способы сопротивления уличной культуре. К примеру, производители красок стали делать баллончики так, чтобы их нельзя было использовать для окраски больших поверхностей (граффитчики поменяли стиль и форму подачи, и все эти усилия оказались напрасны).
В Нью-Йорке граффити развивалось настолько широко и стремительно, что городские власти были вынуждены создать специальное полицейское подразделение, которое должно было оградить этот мегаполис от насанкционированного расцвечивания. Вскоре в полицейских архивах собралось более трех тысяч фотографий стилей различных авторов граффити. По местным законам такие фотографии приравнивались к улике наравне с отпечатками пальцев: ведь творческий "почерк" настоящего райтера настолько индивидуален, что, сколько бы он не менял свой тэг, специалист легко сможет индетифицировать принадлежность автора к тому или иному рисунку.

Благодаря СМИ, неизменно подававшим этот вид искусства с негативной стороны, граффити в сознании обывателя стало прочно ассоциироваться с распадом официальной культуры и вялостью властей. Власти ответили на это новым ужесточением законов. Теперь все магазины, торговавшие аэрозольными красками, были поставлены на учет в полиции и должны были вести отчеты о всех людях, покупающих подобные товары. Проводились дни "анти-граффити", в некоторых местах запретили продавать краски лицам моложе 16 лет… Ежегодно в США тратилось более четырех миллионов долларов на сопротивление этому повсеместному разгулу уличного творчества.

Но все попытки остановить грффити оказывались тщетными. Единственное, чего добились запретители, - граффити все чаще стало появляться не на фасадах домов, а внутри зданий: в подъездах, лифтах, уличных переходах и поездах подземки… Как всегда, действие рождает противодействие - и вот в конце 90-х годов в искусстве граффити появилось отдельное направление - "бомбинг", из-за которого на граффити и сыпятся все самые большие упреки в вандализме. В бомбинге уже нет ничего, что делает граффити настоящим искусством: буквы и знаки наносятся на поверхность за считанные секунды всем, что в данный момент находится в руках у райтера, - маркером, малярной кистью, заточенной монетой или даже специально для такого случая изготовленной "царапкой".
Со временем массовое сознание обывателей и властей стало менять свое отношение к граффити. Появились первые легальные граффитчики, чьи работы стали покупать и выставлять в крупных музеях современного искусства. Знаменитые райтеры Дайм и Лумит создали один из самых популярных стилей граффити - трехмерный (3D). Сейчас о них написано множество книг, они стали настоящей легендой, а начинали-то они, как и все, - на улице…
Впервые граффити стали относить к особому виду искусства в девяностых годах прошлого века. Появились новые тенденции - такие, как видеограффити (типа "Videograff" Карла Вестона, документирующим авторов граффити в действии); рисунки поднялись на новый уровень, вместе с ними пришло новое поколение красок. По всему миру стали выходить журналы, посвященными искусству уличного рисования (наиболее известны "On The GO", "Can Control", "Skills", "Tight", "FLICKS").

На Западе некторые разновидности граффити, как и любой вид искусства, давно стали бизнесом, целой индустрией. Скажем, наиболее умелые граффитчики зарабатывают на том, что продают идеи тэгов и рисунков начинающим, легально разрисовывают автомобили и витрины магазинов, оформляют молодежные клубы. Здесь есть свои знаменитости, своя одежда, свои фирмы красок, зарабатывающих на этом…

Сегодня:
Авторы граффити не зацикливаются только на стенах домов или вагонах метро. Теперь их холст - все, что может окружать человека в его жизни. Это может быть любое подходящее пространство - от доски скейтборда до большого корабля, от декоративной стены в каком-нибудь парке отдыха до стены многоэтажного дома.
Но это все на Западе. Россия, как всегда, пошла своим путем и здесь.
Известное слово из трех букв - вот с чем у нас в стране сегодня ассоциируется граффити. Обыватель, а вместе с ним и власть не хотят, а порой и просто не могут понять, что матерные надписи на заборах или откровения типа "Спартак - чемпион" не имеют ничего общего с граффити, в основе которого положено все-таки искусство рисунка, а не желание стать вандалом. (Еще лет пятнадцать назад так же негативно относились к рок-музыке, а теперь ее лучших представителей можно увидеть по всем телеканалам.)

Лишь в некоторых российских городах местные власти пошли не по пути обычных запретов, а обращают действительное внимание на новую для России молодежную субкультуру и находят точки взаимопонимания с граффитчиками. Можно привести в пример несколько подмосковных городов, где администрация выделяет места для легального рисования грффити, проводит конкурсы и даже находит спонсоров для закупок красок граффитчикам. Скажем, знаменитый "Зал славы" в Зеленограде был создан благодаря согласованным действиям молодежи и представителей местной администрации. Еще один пример - город Королев, в котором любой желающий может без специального разрешения попробовать свои силы в граффити на трансформаторных будках и подобных им строениях.
Не хотелось бы обделять вниманием и Лыткарино, но здесь ситуация оставляет желает лучшего. Полгода назад устроили конкурс граффити, приуроченный ко Дню Города; казалось бы, вот оно, лед тронулся: молодежь идет на контакт, осталось всего ничего - выбрать несколько мест для легального рисования и дать разрешение на это. Но нет, дальше конкурса дело не пошло. Работы призеров конкурса забрал к себе спонсор, милиция по-прежнему исправно собирает штрафы с пойманных ею нарушителей закона, а стены стареют, тускнеют или просто обрастают грязью…
Пора, наверное понять, что занятие граффити (тем более, если это делается на высоком профессиональном уровне) - не бесцельная трата времени, не ущербное умственное отклонение, а особая форма самовыражения, чья специфическая красота может не только не изуродовать, но и украсить любой город. Другое дело, что понятие красоты настолько обширно, что многие жители просто в силу своего возраста не могут понять того, чем живет молодежь - это касается ведь не только граффити, но и одежды, причесок, музыки. Но никто же не штрафует за экзотическую одежду - так, может, и в уличной живописи можно найти точку соприкосновения, которая устроит все заинтересованные стороны?

Завтра:
Что же будет?

Cтатья для газеты "Постскриптум"
Автор: Макси [НЕ МЫ]
Редактирование: Симонова Марина.


| обсудить на форуме | 25.12.05 | добавил: Flex | оригинал: www.sabotage.su |
На главную Гостевая Форум Чат Все новости
Hosted by uCoz